Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
20.04.2021, 18:42

​О порядке обращения с отходами животноводства

Порядок обращения с отходами животноводства регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, к III классу опасности относится навоз свиной свежий и помет птичий свежий, к IV классу опасности – навоз свиней перепревший, помет птичий перепревший, навоз крупного и мелкого рогатого скота свежий, навоз конский свежий, к V классу опасности – навоз крупного и мелкого рогатого скота перепревший, навоз конский перепревший.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие содержание сельскохозяйственных животных, обязаны:

- вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (статья 19 Федерального закона № 89-ФЗ);

- произвести паспортизацию образующихся отходов (статья 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

Паспортизация отходов осуществляется в соответствии с Порядком паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 (далее – Порядок паспортизации).

В связи с тем, что отходы животноводства уже включены в ФККО, отнесение образующихся отходов к определенному классу опасности не требуется (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

В данном случае возникает лишь обязанность составить паспорта отходов (на каждый вид отходов отдельный паспорт).

Например, паспорта составляются как на образующийся навоз свиней свежий (III класса опасности), так и на навоз свиней перепревший (IV класса опасности).

Обращаю внимание, что паспорта составляются только на отходы I, II, III и IV классов опасности.

Порядком паспортизации установлена Типовая форма паспорта отходов (приложение № 2).

Учет отходов осуществляется в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утверждённым приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 (далее – Порядок учета отходов).

Согласно пункту 4 Порядка учета отходов учету в области обращения с отходами подлежат:

- все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;

- все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Этим же Порядком установлены рекомендуемые образцы журналов учета отходов, порядок их заполнения.

Если образующийся в результате деятельности навоз используется в качестве органического удобрения на сельскохозяйственных полях для выращивания сельхозкультур в целях реализации данной продукции, то в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» его необходимо в установленном порядке перевести в статус агрохимиката.

Также разъясняю, что согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.

Так, например, объекты, на которых осуществляется деятельность по выращиванию и разведению свиней с проектной мощностью 20 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2005 г.); с проектной мощностью 42 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2005 г.), относятся к объектам НВОС I категории.

Однако, проектная мощность животноводческого предприятия является не единственным критерием отнесения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, к той или иной категории, в связи с чем законодатель в части 4 статьи 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ закрепил следующее положение:

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, в обязанности юридического лица и индивидуального предпринимателя входит направление в уполномоченный орган государственной власти заявки на постановку на государственный учет объекта НВОС в порядке, предусмотренном ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ, при рассмотрении которой объекту будет присвоена категория.

Читинский межрайонный

природоохранный прокурор Е.В. Александрова

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Официальный портал Забайкальский край

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: